Интеллектуальная готовность к школе.
Интеллектуальная готовность к школе.
В большинстве случаев родители считают, что самое главное научить ребенка считать и читать. Но после проведенного собеседования вам говорят, что ребенок не готов к школьному обучению, а просто имеет определенный набор знаний.
Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что интеллектуальная готовность - это умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду.
Что это за готовность, которая важнее, чем умение читать и писать?
Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л. С. Выготский четко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько с уровнем развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления.
Компоненты интеллектуальной готовности.
Развитие интеллектуальной готовности старшего дошкольника к обучению в школе предполагает:
· формирование знаний об окружающем мире;
· развитие познавательного интереса;
· развитие речи;
· развитие познавательной деятельности, психических процессов;
· развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Формирование знаний об окружающем мире.
Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения. При этом важно не столько их расширение, сколько углубление, т.е. осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели, с позиции которых педагог может оценить уровень освоения знаний будущими первоклассниками.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
ü свое имя, фамилию и отчество; имя и отчество своих родителей;
ü название своего родного города (села), столицы, Родины;
ü последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы;
отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;
ü называть все явления природы, нашe планетe и спутник Земли.
Математика:
ü называть числа в прямом и обратном порядке;
ü соотносить цифру и число предметов;
ü составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
ü пользоваться арифметическими знаками действий;
ü измерять длину предметов с помощью условной меры;
ü ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
Развитие познавательного интереса
(проявление любознательности, интереса к новому).
Практика показывает, что в число не успевающих учеников, в школе чаще всего попадают интеллектуально пассивные дети, с неразвитой познавательной активностью.
Необходимо помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка.
Побуждают мыслительную и познавательную активность вопросы и задания:
ü требующие установления сходства и различия
(Чем похожи и не похожи хвойные и лиственные деревья, квадрат и овал?);
ü требующие объяснения полученных результатов
(Как ты узнал, что в банке и в кувшине воды поровну?);
ü связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей (Почему эти предметы плавают, а эти тонут?);
ü предполагающие прогнозирование результатов действия
(Что будет, если смешать желтую и зеленую краски?);
ü требующие подтверждения или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта (Где ты еще это видел?).
Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.
Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи – головоломки, задачи – шутки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм».
Большую роль в развитии познавательной активности играют разнообразная поисковая деятельность и экспериментирование. (Какие семена быстрее дадут всходы: пророщенные или нет?)
Развитие речи
(связное, последовательное, понятное для окружающих описание и объяснение, передача хода своих мыслей)
К 7 годам ребенок должен:
ü иметь богатый словарный запас,
ü правильно произносить все звуки;
ü иметь развитый фонематический слух: выделять и различать звуки, определять место звука в слове, осуществлять звуковой анализ и синтез, иначе будут возникать ошибки в грамотности;
ü использовать в речи сложные предложения разных видов;
ü составлять предложения из 5—6 слов;
ü разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги;
ü уметь вести диалог;
ü составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений, выражать свои мысли связно, последовательное, понятно для окружающих, выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану;
ü понимать и объяснять смысл пословиц.
ü
Развитие познавательной деятельности, психических процессов
(внимание, восприятие, мышление, память).
Внимание
Ребёнок 7 года жизни должен:
ü выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут;
ü удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;
ü находить 10 отличий между предметами;
ü выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
ü копировать в точности узор или движение;
ü уметь находить одинаковые предметы.
ü развивать произвольное (т.е. с помощью волевого усилия) внимание.
Восприятие
Ребёнок в 7 лет должен:
ü обследовать предметы, явления,
ü выделять их разнообразные свойства,
ü анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов.
Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она изображена в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
Мышление
Ребенок 7 лет должен:
ü объединять различные группы предметов, имеющие общий признак;
ü определять последовательность событий,
ü складывать разрезную картинку из 9-10 частей;
ü находить и объяснять несоответствия на рисунках, стихах-небылицах.
ü находить и объяснять отличия между предметами и явлениями,
ü находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
ü устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Память
Ребенок 7 лет должен:
ü запоминать 8-10 картинок;
ü рассказывать по памяти литературные произведения, стихи,
ü содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Можно ли развить и как развивать детскую память.
Память можно развивать
с помощью специальных приемов. В частности, обучить ребенка делать простые
рисунки, отражающие прочитанный материал. Лучше это делать в игре, когда мама
рассказывает короткую историю, а ребенок с целью сохранения в памяти рисует
простую, схематизированную картинку. В то время как ребенок рисует картинку,
ему подсказывают и показывают, как сделать рисунок схематичным, отражающим суть
рассказа. Показывается, как устанавливать ассоциации (связи) между деталями
рисунка и содержанием рассказа. Вспоминать их можно через 3-4 ч. или на другой
день. Ребенку дается его рисунок, и он "читает" по ним рассказанные
ему истории. Такие занятия желательно проводить ежедневно. Через несколько дней
вместо рисунков просто обсудить, что можно было нарисовать, чтобы запомнить
историю. Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе
запоминаемый материал.
Развивать память ребенка необходимо,
постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваться не дословного
запоминания, а общего понимания.
Проводя же заучивания стихотворения, делать это после подробно содержательного
анализа с ребенком сюжета стихотворения, особенностей стихотворной формы,
обсуждения значений тех или иных слов и возможности их замены и т.д. И только
после анализа стихотворения приступать к его заучиванию.
Развитие мелкой моторики
руки и зрительно-двигательной координации
.
На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно- двигательной координации.
Развитие зрительно-моторной координации напрямую зависит от развития мелкой моторики.
С одной стороны, развитие моторики кисти ведущей руки непосредственно влияет на формирование речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития,
С другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.
Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому - то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.
Ребенок должен:
ü правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
ü свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
ü изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
ü штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
ü ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
ü передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
ü вырезать
ножницами по линии, нарисованной на бумаге,
выполнять
аппликации.